Нас часто спрашивают читатели, почему оценки российского рынка настольных ПК от компаний ITResearch и IDC так сильно не совпадают? Тогда как по другим сегментам российского ИТ-рынка цифры от обеих компаний примерно соответствуют друг другу.

Это действительно так. Возьмем, например, самые свежие данные — за 3 квартал 2019 г. По данным IDC поставки настольных ПК в этот период уменьшились на 0,6% относительно прошлого года и составили 525 тыс. штук. А по данным ITResearch  рынок наоборот вырос на 7,8%, а всего было продано 830 тыс. десктопов.

Расхождение действительно большое — почти на 60%. И надо особо подчеркнуть, что подобное различие в данных наблюдается из года в год, из квартала в квартал. То есть говорить о том, что кто-то из аналитиков что-то случайно просмотрел, не приходится. Разброс имеет явно методическую природу.

Конечно, всем известна разница в методиках, используемых этими компаниями. IDC считает рынок в формате sale —in, в то время как ITResearch — в формате sale-out. Я думаю, посетителям ресурса www.itbestsellers.ru ,которые в большинстве своем профессионалы продаж и маркетинга, не надо объяснять разницу этих форматов и то, что она объективно дает немного разные цифры. Но это не объясняет столь большой разницы в абсолютных цифрах натуральных продаж, представляемых этими компаниями.

Второй интересный момент заключается в том, что столь большое несоответствие имеет место именно по десктопам. По ряду других сегментов российского ИТ-рынка, где IDC и ITResearch также работают параллельно, например по устройствам печати, такого расхождения нет.

Я не берусь анализировать методологию наших коллег из IDC, а также не готов досконально раскрывать методологию ITResearch, но готов высказать предположение о возможных причинах расхождений.

Во-первых, надо отметить, что сегмент настольных компьютеров (в исполнении системный блок, СБ) самый сложный для оценки среди прочих товарных номинаций. Товарные сегменты готовой продукции: ноутбуки, AIO, мониторы, печатающие устройства, ИБП, планшеты, смартфоны, проекторы, сетевое оборудование и проч., все это — сегменты измеряемые явно. Здесь анализируются данные от вендоров, которые сверяются с данными от торговых партнеров. Поскольку значительная часть рынка — импортная продукция, возможно использование для дополнительного контроля таможенных данных. Число российских производителей, если в определенном сегменте таковые вообще присутствуют, в любом случае измеримо и редко превышает десяток.

Даже в сегментах с низкой концентрацией, то есть с большим числом игроков, допустим, по рынкам смартфонов или планшетов, в лучшие их времена число реально представленных торговых марок не превышало 50-60. Из них локальных брендов — от силы десяток. И это множество измеряемо непосредственно, методом прямого счета получаемой от игроков рынка информации. Поэтому здесь данные различных агентств в зависимости от методик могут, конечно, различаться, но не на десятки процентов. Что и подтверждается на практике.

Особенность сегмента десктопов в том, что здесь по-прежнему велик вклад мелких и средних компаний-сборщиков. Распределенных по всем субъектам РФ. Плюс добавляются оцениваемые разве что умозрительно объемы пользовательского «самосбора» и заказной сборки непосредственно в точках продажи.

Надо сказать, что ситуация здесь несколько улучшилась. В прошлом сборщиков были тысячи. К сегодняшнему дню, этот вид деятельности, конечно, значимо сократился, но не до нулевой отметки. В регионах по несколько относительно крепких игроков на город сохранилось, да и в столицах не только международные бренды и федеральные поставщики.

Плюс «самосбор» и заказная сборка — также сфера растерявшая былую значимость, но энтузиасты этого дела все-таки остались. В последние кварталы, к слову, доля этой составляющей выросла на фоне недостатка готовых «брэндовых» ПК, возникшем из-за недостачи дефицита по ходовым OEM-ным процессорам Intel.

Словом, очень сложный сегмент. Но, если мы хотим знать общий объем рынка компьютеров, с тем чтобы иметь возможность оценивать изменение их установленной базы, игнорировать этот сегмент ни в коем случае нельзя.

О том, как это можно сделать мы в общих чертах расскажем в следующей публикации.

Дмитрий Шульгин, Аналитическая компания ITResearch